Из Белоруссии в Россию: сутки в салоне иномарки. Еда один раз в день, вода – два раза. Неделя в Нижнем Новгороде, за это время нужно найти попутную машину. Появляется «ГАЗель», место только в багажном отделении, зато прямо до Караганды, без пересадок. Нервы, телефонные звонки, неформальные договоры на таможенных постах… Это не контрабанда оружия или наркотиков, не перевозка через границу преступников. Так к нам в страну доставляют… голубей.
ГОЛУБИНАЯ ВЕРНОСТЬ – В конце 90-х в Воронеже был голубь – чемпион Патак, – рассказывает Василий Юрьевич. – За него давали от двух тысяч долларов. Хозяин не продавал. Тогда один криминальный авторитет, вор в законе из Тюмени, заказал кражу птицы. Поселил у себя в голубятне, только через три года голубь спаровался с какой-то почтовой голубкой, а так все это время ни к кому не подходил, у него осталась привязанность к своей жене. И к этому криминальному авторитету приехали друзья-голубеводы. В бане, как водится, выпили, попарились. Ну, говорят, пойдем смотреть твоего знаменитого Патака. Вошли, дверь приоткрытой оставили, голубь вышмыгнул, и все. Три года он сидел, не летал, а тут вылетел – и сразу в небо. Сделал два круга над домом и прямиком на запад, на Воронеж. Сам авторитет потом рассказывал: хватаю, говорит, быстро голубку, кидаю, чтобы она его тормознула. А он и ее с собой забрал. Через полгода они объявились в Воронеже, у старого хозяина Патака. Василий Юрьевич воодушевленно рассказывает красивую историю и тут же с грустью добавляет: Караганда такими экземплярами похвастать не может. Голубями, в смысле, не авторитетами. НАВЫЛЕТ. Просторную комнату с большими окнами и стеклянной дверью язык не повернется назвать сараем. По полу, ритмично двигая головами, прогуливаются чистенькие голуби. У стены набиты деревянные ящики-полочки, каждый с номером. Василий Юрьевич говорит, каждая пара даже после долгой прогулки обязательно возвращается в свою ячейку. Белая голубка с мохнатыми лапками поднимает клювик вверх и неестественно поворачивает голову вправо. Кажется, что она пытается поймать себя за хвост, начинает кружиться и падает. «Переболела вертячкой», – объясняет Василий Юрьевич. Болезнь поражает центральную нервную систему, птица начинает вращать головой (отсюда и название болезни), опрокидывается на спину. Обычно голубям только делают профилактические прививки, лечить болезнь ветеринары не берутся, карагандинские. Василий Юрьевич взялся. Изолировал сорок голубей, начавших ходить с задранным клювиком. Написал в украинский университет ветеринарии, получил ответ-консультацию и список лекарств, принялся за лечение. Погибло только три птицы.
ФИЛЬМ И ВЫСТАВКИ. Карагандинских голубеводов называют самыми активными в стране. В 2009 году они провели городскую голубиную выставку, а в 2010-м – первую всеказахстанскую. Пригласили голубеводов из России, Узбекистана и Киргизии. Около 300 вольеров и 1000 особей. В прошлом же году в городе появился клуб голубеводов. Чуть позже его представители зарегистрировали Ассоциацию голубеводов Казахстана. В этом году под руководством Василия Юрьевича о карагандинских голубеводах даже сняли фильм. Документальной картиной авторы хотят привлечь внимание властей и ничем не занятых мальчишек. Первые могут помочь разобраться с проблемами, вторые – поддержать красивое увлечение. – Пусть лучше голубями занимаются, чем курят в подворотне, – говорит автор фильма, директор «Караганда Фильм» Андрей Полтавцев. Фильм с историями и советами известных голубеводов видели только знакомые Василия Юрьевича в Караганде и единомышленники на Украине. – У нас если человек занимается голубями, он хватается за любую информацию, – сетуют голубеводы. – Нет у нас ветеринарных институтов, достать голубя или лекарства – одинаковая проблема. ЗА КАЧЕСТВО. Чтобы привезти птицу, нужно собрать множество медицинских справок и ветеринарных заключений, получить на каждого голубя паспорт, разрешение на вывоз и ввоз. На оформление документов уходит несколько месяцев. Но даже когда все бумаги в порядке, голубя не всегда разрешают ввезти в страну. В таких условиях развиваться голубеводство попросту не может. – По-разному бывает, – делятся голубеводы. – Покупаем, например, билеты на поезд, едем в Россию за голубями. Заранее готовим коробки, в которых их повезем. На обратный путь покупаем билеты в этот же поезд и вагон. Потому что, когда ехали туда, уже с проводником вели переговоры. Везем обратно в коробках 40 голубей. Таких историй у каждого набирается несколько за год. Сейчас в городе примерно тысяча голубеводов, – подсчитывает Василий Юрьевич. Таких, кто возит голубей в салонах машин, которые гонят на продажу, в поездах, договариваясь с проводниками, наберется десяток. Остальные за скользкое дело даже не берутся, держат птиц для души. – Нам нужно возрождать бойные качества голубей! – говорит председатель клуба голубеводов города Равиль Шаипкин. – А то они уже как попугаи у нас становятся.
//thenews.kz