С 20 по 25 апреля 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Поводов для этого было более чем достаточно. Не успела закончиться жесточайшая Вторая мировая война, как на горизонте замаячила новая – куда более страшная. Две противоборствующие сверхдержавы – США и СССР – сотворили-таки атомные бомбы, а первая даже успела опробовать их на двух японских городах.
Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо – гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.
Существует и более забавная история о появлении этого рисунка. Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: «Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески». Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал «миролюбивую» птичку.
Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь «голубиная тема» у Пикассо не исчерпывается символом мира, лично я знаю как минимум пяток картин с этой птичкой. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.
Трактовка же образа голубя как символа мира не слишком сложна. В первую очередь, это, конечно, библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Можно вспомнить и евангельского Святого Духа, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя. Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи «посланников мира». Исполком Моссовета даже вынес официальное решение «О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов». В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.
Сам Пикассо тоже нередко иронизировал по поводу голубей, заявляя, что на самом деле он не знает более глупых, неряшливых и драчливых птиц. И хотя спорить с этим трудно (недаром я давно прозвал голубей «пернатыми крысами»), мне кажется, художник относился к этим птицам с теплотой и симпатией. Иначе зачем бы он стал называть свою любимую дочь Паломой (paloma – исп. «голубка»)?
Кстати, на символе мира изображена именно голубка, а не голубь, хотя как это определишь?